Среда, 24.04.2024, 17:35
Школьное издательство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Курс "Издательское дело". Методика [0]
Курс "Издательское дело". Работы учащихся [3]
Технологии работы школьного издательства [2]
Общие вопросы [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Педагогика » Общие вопросы

Интернет-форум как инструмент образовательной деятельности

Интернет-форум
как инструмент образовательной деятельности

Введение

Развитие сетевых информационных технологий дает широкие возможности для повышения эффективности образовательного процесса. Безусловно, что информационные технологии всего лишь набор инструментов, однако грамотное использование этих инструментов для решения образовательных задач позволяет сделать  образование более комфортным и менее затратным. 

В настоящей статье Вашему вниманию предлагается опыт московской Гимназии 45 в использовании интернет-форума для работы над Персональными проектами учащихся гимназии.

Обзор возможностей интернет-форума1

Такая информационная технология, как интернет-форум возникла относительно недавно, менее 20 лет назад. Основным назначением таких форумов становится тематическое обсуждение различных вопросов, для чего технологией форума предусматривается деление на разделы и ветки.

Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

Распространённое деление веб-форума: Разделы → темы → сообщения.

Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» («тему», «тред», «трэд» от англ. thread; «топик», «топ» от англ. topic).

Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами поведения форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы — участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных участников.

На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям, на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) — те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант — когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие — только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.

При регистрации участники форума могут создавать профили — страницы со сведениями о данном участнике. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить свой аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись — в зависимости от предпочтений. Подпись может быть статичным текстом либо содержать графические картинки, в том числе т. н. юзербары.

Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте.

Многие форумы при создании новой темы имеют возможность присоединения к ней голосований или опросов. При этом другие участники форума могут проголосовать или ответить на заданный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения в теме форума.

Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле).

По методу формирования набора тем форумы бывают с динамическим списком тем и с постоянным списком тем. В форумах с динамическим списком тем простые участники могут создавать новую тему в рамках тематики форума.

Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений.

Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки. 

Адаптация возможностей форума
для работы над Персональным Проектом

Проанализировав вместе с координатором Персональных Проектов задачи, которые возникают в рамках работы учащихся, супервайзеров и координаторов Областей Взаимодействия была определена структура разделов и веток форума, определены группы пользователей и распределены права доступа различным группам пользователей к различным разделам форума. 

Для удобства освоения технических возможностей форума была написана специальная инструкция для всех пользователей.

Структура форума  

Форум стотит из 4 подфорумов: 

  • Вопросы по Персональным Проектам, 
  • Ученики, 
  • Супервайзеры, 
  • Лидеры Областей Взаимодействия. 


Каждый из подфорумов состоит из разделов. В подфорумах "Вопросы по Персональным Проектам", "Супервайзеры", "Лидеры Областей Взаимодействия". Есть всего по одному разделу: "Персональные Проекты 2008-2009", который предназначен для обсуждения вопросов по ПП среди всех, супервайзеров и лидеров ОВ соотвественно. 

В подфоруме "Ученики" есть разделы каждого ученика. Название раздела соотвествует фамилии ученика. 

Назначение подфорумов и разделов
Права доступа 

  • Вопросы по Персональным Проектам. Доступ открыт для всех. Предназначен для обсуждения общих вопросов между учениками, супервайзерами и лидерами ОВ. 
  • Ученики. Состоит из разделов учеников. Доступ до разделов открыт для всех супервайзеров. Ученики видят и имеют права на запись только в свой раздел. Раздел каждого ученика предназначен для ведения Дневника ПП, обсуждения со своим супервайзером работы над ПП и публикации промежуточных версий отчета. 
  • Супервайзеры. Открыт для супервайзеров и лидеров ОВ. Ученики данного раздела не видят. Предназначен для виртуальных совещаний супервайзеров. 
  • Лидеры Областей Взаимодействия. Открыт для лидеров ОВ. Остальные не видят данного раздела.Предназначен для виртуальных совещаний лидеров ОВ. 

Навигация по форуму 

Формальная структура форума такова: 

Форум -> Подфорум -> Раздел -> Ветка (Тема) 

К примеру: 

Форум -> Ученики -> Иванов -> Дневник по ПП 

Для того, чтобы войти на конкретную ветку (тему) необходимо последовательно кликнуть на название Раздела, потом Ветки. 

Название текущих Подфорума и Раздела вссегда указываются в верхней части окна (рядом с кнопкой "Новая тема"), иногда в две строки. 

К примеру: 

Список форумов: Форум по персональным проектам -> Персональные Проекты 2008-2009 

Для возврата на более верхний уровень необходимо кликнуть по названию Раздела или Подфорума, соотвественно. 

К примеру, для того, чтобы увидеть все темы в разделе "Иванов", необходимо кликнуть по наазванию раздела "Иванов" в верхней части окна. Для того, чтобы увидеть все подфорумы необходимо кликнуть на названию раздела "Форум по персональным проектам". 

Создание новой темы (ветки) 

Для создания новой темы необходимо войти (кликнуть по названию) в необходимый раздел, кликнуть по кнопке "Новая тема", ввести название темы, ввести описание темы и кликнуть на кнопке "Отправить". 

Новая тема создается для обсуждения нового вопроса в рамках раздела. Не стоит заводить новую тему, если подобная уже существует. 


Обсуждение в уже существующей теме 

Для оставления свовего комментария (сообщения) необходимо войти в интересующую Вас ветку, нажать на кнопку "Ответить", ввести текст Вашего сообщения и нажать на кнопку "Отправить". 

Для редактирования своего сообщения необходимо кликнуть на кнопке "Правка" в верхней правой части Вашего сообщения, отредактировать свое сообщение и нажать на кнопку "Отправить". 

Цитирование 

Цитирование применяется, когда необходимо оствить свой комментарий к какой-то конкретной части чужого сообщения ил когда сообщение было оставлено давно. Для цитирования необходимо кликнуть на кнопку "Цитата" в цитируемом сообщении, стереть весь ненужный текст (кроме тегов), дописать свой комментарий и нажать на кнопку "Отправить".

Инструкция ученику

Для учащихся была создана отдельная инструкция, помогающая не столько освоить техническую сторону форума, сколько начать работу над проектом, создав предварительную структуру, как общения в форуме, так и своей деятельности.

  • Создайте новое окно (File -> New Window) и введите в нем адрес форума. Войдите в свой раздел форума (кликнув по своей фамилии). Теперь у вас есть два окна - одно с этой инструкцией, другое с вашим разделом на форуме. Вы можете переключаться между ними для того, чтобы последовательно выполнить эту инструкцию. 
  • Создайте новую ветку кликнув на кнопке "Новая тема". 
  • Введите 
    • название ветки "Отчет" 
    • содержание первого сообщения: "Публикация и обсуждение материалов отчета по Персональному Проекту" (Можно скопировать прямо отсюда.) 
    • Нажмите на кнопку "Отправить". 
  • Повторите пункты 2, 3 и 4 для следующих тем: 
    • Тема: Исследование 
      • Содержание: Публикация и обсуждение исследования Персонального Проекта. 
    • Тема: Планирование 
      • Содержание: Публикация и обсуждение планирования Персонального Проекта. 
    • - Тема: Дневник Персонального Проекта 
      • Содержание: Данная ветка предназначена для ведения дневника Персонального Проекта. 

 

Модерирование форума

Под модерированием понимают действия определенных пользователей – модераторов по поддержанию конструктивной работы и норм сетевого этикета.

Модера́тор  (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) — человек, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), в частности хотя бы одно из прав:

  • право стирать чужие сообщения;
  • право редактировать чужие сообщения.

Необходимость модерирования обусловлена не только и не столько негативным поведением пользивателей, сколько неумением большинства начинающих пользователей интернета вести конструктивное обсуждение. 

Так как наш форум позиционировался как учебный (то есть используемый для учебных целей), то регистрация пользователей происходила только под реальными именами (ник – фамилия латинскими буквами) с обязательным заполнением поля профиля «ФИО», куда вписавались реальные данные пользователя на русском языке.

Работа учащихся над Персональным Проектом

Как уже было сказано в разделе «Стуркура форума» в ветке учащегося заводятся следующие обязательные разделы, которые соответствуют обязательным этапам работы над Персональными Проектами:

  • Введение
  • Актуальность
  • Исследование
  • Планирование
  • Анализ
  • Отчет


Помимо этого у каждого учащегося есть ветка «Дневник Персонального проекта».

В соответствующее время, определенное Положением о Персональном проекте учащиеся выкладывают свои наработки по текущему этапу в соответствующую ветку форума, получают от своего супервайзера и лидеров Областей взаимодействия комментарии по своей работе и, в конце отчетного периода по этапу, оценку своей деятельности.

Подобный подход позволяет не только оперативно реагировать супервайзеру на текущую работу учащегося, но и сохранять «протоколы» «встреч» и обсуждений; что, безусловно, важно, как с точки зрения анализа процесса работы над проектом, так и с точки зрения сохранения промежуточных результатов.

Тема «Дневник персонального проекта» - это электронная форма журнала работы над проектом. Использование электронного «дневника» имеет ряд принципиальных преимуществ:

  • в форуме фиксируется время внесения каждой записи, что исключает возможность фальсификации (например, заполнения Дневника в последний момент),
  • каждая запись учащегося может быть прокомментирована супервайзером или (в случае невозможности это сделать супервайзером) лидером области взаимодейтвия, что позволяет более интенсивно общаться учащемуся и супервайзеру,
  • комментирование дневника может осуществляться в любое удобное для супервайзера время, что позволяет исключить поиск совместного свободного времени у него и ученика.


Помимо раздела ученика, в который имеет доступ только он, супервайзер и лидеры ОВ, в распоряжении учащихся находятся такой открытый раздел, как «Работа над Персональным проектом», разделенный на три подраздела: «Общие вопросы по ПП», «Реализация ПП», «Впечатления от ПП».

Первый подраздел : «Общие вопросы по ПП» предназначен для обсуждения вопросов общей организации ПП, уточнения сроков этапов и постановки вопросов на обсуждение, как учащимися, так и педагогами, задействованными в программе MYP. Данный раздел насчитывает более 30 тем, поставленных как учащимися, так и взрослыми. К примеру: «Как правильно пользоваться шаблоном?», «С чего начинать?», «Как оформлять библиографические ссылки?» и так далее.

В работе над ПП у учащихся часто возникает необходимость провести опрос, узнать мнение одноклассников на тот или иной вопрос, проконсультироваться со специалистами по теме эссе. Для реализации этих потребностей был создан подраздел «Реализация ПП», в котором в процессе работы учащимися было заведено около 20 тем, к примеру, «Шахматный турнир. Набор участников», «Величайшие религии мира!!! Информация о них!», «Взаимоотношения в 9-ых классах» и так далее.

В апреле был заведен еще один подраздел «Впечатления от ПП», который предназначался для получения педагогами обратной связи от учащихся. Так как некоторые ребята стеснялись высказывать свое мнение, был заведен отдельный пользователь guest, который позволял высказать свое мнение анонимно. Было высказано достаточно много мнений: ребята указывали на недостатки организации тех или иных этапов ПП, обсуждали саму идею ПП. Вот некоторые из их высказываний:

«У меня нейтральное мнение о ПП. 

Я считаю, что ПП — это вещь может и хорошая, но занимает столько времени, сколько не занимает ни одна научная работа в 9 классе. Многие учителя считают, что пп организовывает учеников, но мне кажется, что это совсем не так... 

Многие из аспектов пп мне непонятны и по моему мнению вообще не нужны. 

Что касается работы координатора ПП, то я считаю, что в этом году Ирина Михайловна сделала все возможное для облегкчения нашей проектоной деятельности. Для примера - в прошлые годы отчет переводился на английский язык, не было электронного дневника, не было гайда по пп и шаблона отчета.»

«Обязательно ли делать ПП именно в 9 классе? Почему нельзя сделать его допустим в 8, когда нет экзаменов и профильных олимпиад? Я уверена, что тогда ПП было бы на первом плане. 

Может я конечно и не права, но за те 5 лет, которые училась в MYP, я не открыла для себя ничего нового. Единственное-это 5 областей взаимодействия, хотя очень сомневаюсь, что они чем-то смогут помочь мне в будущем.» 

«Я вот двумя руками и ногами за то, чтобы ввели кретерий "презентация". 

По поводу того, что презентация достойное завершение работы, я не совсем согласна. Если презентация не оценивается,личной мотивации нет вообще,ноль. Интересно посмотреть что у кого? Насмотрелись за год, каждый знал у кого какая тема и что каждый делал. Так что интерес примерно 30%. В силу подросткового возраста сидеть невозможно так долго, воспринимать информацию было нереально уже на уроке третьем, когда все сидят и нервничают. Ждут своей очереди. Получалось так, что нервы и силы были потрачены, но результата на выходе никто не получил. Максимум самоудоволетворение от того, что все закончилось.2» 


Работа супервайзеров

Как уже было сказано выше, супервайзер регулярно просматривает щаписи учащегося, ставит проблематизационные вопросы и комментирует ход работы. Все это происходит в ветке учащегося и открытом разделе «Вопросы по персональным проектам».


Помимо этого у супервайзеров есть собственный раздел, закрытый для доступа учащимся, в котором они могут обсуждать педагогические вопросы.

В этом году практиковалась групповая оценка этапов работы учащихся супервайзерами. В группу входило 3-4 педагога, которые оценивали 5-10 работ учащихся. Основным полигоном для обсуждения успехов работы учащихся над каждым этапом и местом где публиковалась, обсуждалась и окончательно формулировалась оценка по каждому этапу был, как раз, данный закрытый раздел. Данный раздел насчитывает более 50 тем.

Помимо раздела для супервайзеров был заведен раздел для лидеров областей взаимодействия, доступ до которого имели только идеры ОВ и координатор ПП, для обсуждения вопросов работы с супервайзерами и сложных ситуаций, связанных с персональными проектами.

Помимо разделов для обсуждения все пользователи форума имели возможность обмениваться личными сообщениями, что было особенно удобно с точки зрения оповещения, например супервайзеров о предстоящем семинаре или учащихся о приближении очередного dead-line.


Итоги внедрения технологии

Для определения доказательства выдвинутой гипотезы мы составили сравнительную таблицу формальных результатов за прошлый (2007-2008) учебный год и нынешний (2008-2009). Для наглядности представим резултаты в виде столбчатой диаграммы.

 

2007-2008

2008-2009

«5»

34%

40%

«4»

17%

31%

«3»

19%

27%

«2»

31%

2%

СОУ

51%

69%

Как видно из графика и таблицы несильно увеличилось количество отличных отметок (c 34% до 40%), почти в два раза увеличилось количество хороших отметок (с 17% до 27%), почти на 30% увеличилось количество удовлетворительных отметок (с 19% 27%) и примерно в 15 раз уменьшилось количество неудовлетворительных отметок (с 31% до 2%). 


СОУ возрасло по сравнению с прошлым годом  на 18% (с 51% до 69%). Все вышеприведенные данные красноречиво свидетельствуют о повышении качества Персональных Проектов.

Учитывая то, что никаких кардинальных нововведений в области работы над персональными проектами, кроме разработки форумной технологии в настоящем учебном году не происходило, можно полагать, что качественный рост показателей связан именно с внедрением данной технологии.


1 Википедия [Электронный ресурс]. http://ru.wikipedia.org, 2009

2 Форум по Персональным Проектам [Электронный ресурс], http://forum.rusinet.ru/viewtopic.php?t=784, 2008

Категория: Общие вопросы | Добавил: Виталий (04.10.2011) | Автор: Виталий Лебедев
Просмотров: 46443 | Комментарии: 7 | Теги: форум персональный проект гимназия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright Vitaly Lebedev © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Остров Сокровиц
  • Портал Школьной Прессы
  • Гимназия 45
  • Персональные проекты MYP
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz