Сремительное
развитие информационных технологий диктует новые требования ко школьному
предмету «Информатика и ИКТ», в частности, переход на компетентностных подход
— умение сделать дело, а не только обладать знаниями о том, как это дело
может быть сделано.
Цель настоящей
работы является продемонстрировать подходы и реализации к так называемому
технологическому подходу в изучении информационных технологий.
Разработка
подхода основывалась на следующих предпосылках: - Скорость
изменения компьютерных программ в настоящее время такова, что не оставляет
никаких шансов выпускнику в реальной практике работать с теми же программами, с
которыми он работает в учебной практике.
- Знание
конкретной компьютерной программы и навык работы с ней (в том числе и с языком
программирования) слабо транслируются на другие компьютерные программы, которые
используются в рамках той же технологии, но имеют иной (внешний и внутренний)
интерфейс.
- Технологии
получения нформационного и материально-информационного продукта, как правило,
требуют использования в качестве инстурмента более одной компьютерной
программы.
- Оптимальный
выбор (под задачу) компьютерной программы определяется в большей степени
условиями работы, а не знаниями исполнителя конкретных компьютерных программ.
- Технологии
получения информационных (ИП) и материально-информационных продуктов (МИП)
достаточно часто зависят от использованного инструментария только на этапе
реализации, тогда, как остальные этапы технологического цикла от инструментария
практически не зависят.
- Компьютерные
программы облегчают процесс производства ИП и МИП, однако большинство из них
(продуктов) могут быть произведены и без использования ИТ.
- ИТ —
прикладная дисциплина.
- Освоение
прикладных дисциплин происходит эффективнее в практико-ориентированной среде.
- Этап
подготовки к производству ИП и МИП в рамках проектного подхода имеет множество
общих черт с техниками подготовки научных работ (в частности, с общественными
дисципланами; в меньшей степени с естественными дисциплинами).
- «Услышал —
забыл, увидел — запомнил, сделал — понял…»
Основная идея методики заключается в том, что изучение ИТ строится на
технологической основе, то есть во главу угла кладется не изучение компьютерных
программ, а изучение технологий производства ИП и МИП, где изучение самих
программ становиться лишь одним из этапов исследования технологии производства.
Подобный подход
позволит знакомиться с широким кругом компьютерных программ, знакомство с
компьютерными программами будет происходить в контексте производственных
процессов, будут формироваться навыки самостоятельного изучения компьютерных
программ.
Подобный подход
будет способствовать развитию исследовательских умений, востребованных в
различными дисциплинами.
Методика
подразумевает следующие этапы: - знакомство
(вместе с учителем) с технологическими этапами той или иной производственной
технологии,
- совместное
(с учителем) исследование конктреной технологии,
- совместное
изучение инструментария выбранной программы,
- самостоятельное
получение учащимися продукта,
- совместное
знакомство с технологическими этапами нескольких технологий,
- выбор
учащимися продукта и самостоятельное исследование технологии его производства,
- реализация
продукта,
- последние
два этапа повторяются несколько раз для различных технологий.
Настоящая работа состоит из нескольких частей: - Общее
описание технологии
- Исследование
спектра программ
- Исследование
выбранной программы
- Реализация
- Анализ
- Написание
отчета
В идеальном
случае только первый этап работы делается совместно с учителем, а остальные
самостоятельно, однако в зависимости от степени подготовки учащихся возможно
также совместное оствоение и второго, и второго и третьего этапов, поэтому
данная разработка построена так, что каждая из ее частей может быть как методической
разработкой для учителя, так и учебным пособием для ученика. Полная версия работы в приложенном файле >>
|