Издание школьной газетыПояснительная запискаДанный курс разрабатывался в рамках деятельности Городской экспериментальной площадки "Школьное издательство как образовательный проект", как одна из структурно-образующих данного эксперимента. Целью курса является интеграция издательских технологий в образовательный процесс. Цель курса определила его задачи: - актуализация востребованности предметных знаний по русскому языку и литературе, ИТ и общественным наукам в практико-ориентированной деятельности,
- формирование культуры деловой коммуникации,
- выпуск школьного СМИ.
Курс расчитан на временный разновозрастной коллектив с 11 до 17 лет (с 5 по 11 класс). В рамках курса предполагаются теоретические и практические работы, а также домашние задания, выполняемые с помощью телекоммуникационных средств. Основной акцент в курсе делается на практические занятия и домашнуюю работу на форуме по подготовке данных для школьной газеты. Курс не имеет четкой продолжительности: учащиеся могут заниматься как 1 год, так и 6 лет. Для каждого относительного учебноо года предусматривается индивидуальная специфика деятельности и уровень погружения в теоретический материал. В течение одного учебного года курс расчитан на 34 учебные недели по 6 часов в неделю. В течение указанных 6 часов учащиеся разбиваются на несколько функциональных групп, так, чтобы время работы на компьютере каждого не превышало норм, установленных Санитарными Нормами и Правилами. В течение одного занятия группы меняются функционалом. Функциональные группы: - группа главного редактора: анализирует предыдущий номер и планирует последующий,
- группа выпускающего редактора: редактирование материалов текущего номера, отбор графического материала, проверка и утверждение распечаток подписных полос,
- группа корректоров: проверка и устранение ошибок из текстовых материалов,
- группа верстки: создание макетов издания,
- группа ретушеров: обработка фотографий и рисунков,
- группа главного художника: создание рисунков и художественных воплощений инфографики,
- группа выпускающего технолога: проверка готового макета и подготовка макета к типографии.
В качестве формального результата предполагается выпуск школьной газеты 1 раз в 2 недели (за исключением каникулярного времени). В качестве педагогического результата предполагается формирование самостоятельного временного производственного коллектива. Контроль за формальным результатом определяется фактом выхода газеты, педагогического результата - экспериментом в конце учебного года, когда газета выпускается силами учащихся без помощи (но в присутствии) взрослых. Тематическое планирование:1 неделя - мастер-класс "Подготовка текстового материала", подготовка выпуска №1 2 неделя - выпуск №1 3 неделя - мастер-класс "Использование телекоммуникационных технологий как инструмента редакционно-издательской системы", подготовка выпуска №2 4 неделя - выпуск №2 5 неделя - мастер-класс "Ретушь фотографий", подготовка выпуска №3 6 неделя - выпуск №3 7 неделя - мастер-класс "Ретушь фотографий", подготовка выпуска №4 8 неделя - выпуск №4 9 неделя - мастер-класс "Цвето-корректировка фотографий", подготовка выпуска №5 10 неделя - выпуск №5 11 неделя - мастер-класс "Цвето-корректировка фотографий", подготовка выпуска №6 12 неделя - выпуск №6 13 неделя - мастер-класс "Верстка", подготовка выпуска №7 14 неделя - выпуск №7 15 неделя - мастер-класс "Верстка", подготовка выпуска №8 16 неделя - выпуск №8 17 неделя - мастер-класс "Верстка", подготовка выпуска №9 18 неделя - выпуск №9 19 неделя - мастер-класс "Верстка", подготовка выпуска №10 20 неделя - выпуск №10 21 неделя - мастер-класс "Вывод издания", подготовка выпуска №11 22 неделя - выпуск №11 23 неделя - мастер-класс "Вывод издания", подготовка выпуска №12 24 неделя - выпуск №12 25 неделя - мастер-класс "Векторная инографика", подготовка выпуска №13 26 неделя - выпуск №13 27 неделя - мастер-класс "Векторная инфографика", подготовка выпуска №14 28 неделя - выпуск №14 29 неделя - мастер-класс "Технология печати", подготовка выпуска №15 30 неделя - выпуск №15 31 неделя - лекция "Печатные процессы и технология работы издательства", подготовка выпуска №16 32 неделя - выпуск №16 33 неделя - подготовка выпуска №17 34 неделя - выпуск №17, диалоговое занятие "Итоги года, что изменилось в школьной газете" Список используемой литературы:- КШИ и пять портфелей – спецвыпуск ЛГО по итогам 5 лет Конкурса школьных изданий. – ЛГО, 2006, № 3–4
- Основы теории и практики школьно-издательского дела, изложенные в публикациях:
- Михайлова Т.Б. Верейский хронотоп. – ЛГО, 2004, № 9;
- Учебник островного курса по издательству и журналистике – Лебедев В.В., 2001
- Азбука редактора. Как подготовить статью к изданию. – Брошюра к ЛГО, 2004;
- Мастер-класс для редактора: советы издателям школьной прессы. – Брошюра к ЛГО, 2005;
- Мастер-класс для дизайнера: советы издателям школьной прессы. – Брошюра к ЛГО, 2005;
- Элементарно, коллега! – Специальный проект ЛГО, 2005, 2006;
- Пресс-портфолио – Специальный проект ЛГО, 2005, 2006;
- Избранные страницы школьной прессы – Специальный проект ЛГО, 2003, 2004, 2005, 2006
- Методические рекомендации по вопросам школьного издательского дела, изложенные в изданиях ЛГО:
- Михайлова Т.Б., Пастухова И.П. Проектная работа учащихся. – ЛГО, 2002, № 9
- В. Лебедев. Верстка школьной газеты. Оновы работы в InDesign. – Издательство Гимназии 45, 2010
|