Выпуск школьных газет и журналов становится все более популярным занятием, это процесс объединяет все больше ребят и взрослых и даже приводит к возникновению школьных издательств. Это вполне объяснимый процесс, так как: с педагогической точки зрения дает возможность применять ребятам свои предметные знания в практической деятельности, работает на развитие проектных, коммуникативных и технологических навыков, а с точки зрения ребят дает возможность с интересом и пользой провести время, создавая вполне конкретный социальный продукт – издание. Повышение интереса к редакционно-издательской деятельности естественным образом приводит к увеличению кол-ва ребят из разных классов, принимающих в ней участие. Однако, чем больше ребят принимают участие в этой деятельности и чем сильнее отличается возраст (и расписание занятий) школьных журналистов и издателей, тем труднее регламентировать редакционно-издательский процесс в школе так, чтобы он не переставал быть живым и позволял ребятам осваивать различные журналистские и издательские специальности. На мой взгляд, в первую очередь, это связано с тем, что отсутствует удобный инструмент документооборота для работы школьных редакций и издательств. Подобный инструмент называется редакционно-издательской системой (РИС). Подобные системы для профессиональной работы очень дороги и сложны, требуют специалистов по обслуживанию и внедрению и сложной технической базы. В настоящий момент проблема создания школьной РИС уже обозначена и имеет шанс решиться на основе Портала Школьной Прессы (portal.lgо.ru). Однако разработка и отладка РИС может занять достаточное время, которого, как известно, у современного школьника нет (вроде бы, только вчера он пришел в редакцию, сегодня уже выпускающий редактор, а завтра – закончил школу), а работать над изданиями нужно уже сейчас, а не через два-три года… В качестве временного инструмента, облегчающего работу редакции и издательства можно использовать уже существующие Интернет-технологии, например, такие, как форум и электронная почта. Подобного рода опыт есть в Гимназии №45, о котором и хотелось бы рассказать далее. Повторюсь, задача возникла в связи с тем, что коллектив редакции и издательства может являться (и является по факту) разновозрастным (от 5 от 11 класса) и не иметь возможности осуществлять коллективную деятельность по выпуску газеты в связи с различным временем занятости. Необходимо отметить, что проблема не состыковки по времени различных субъектов редакционно-издательского пространства остро встала только в этом учебном году, так как расписание гимназии подверглось значительным изменениям и единственное свободное время (суббота), в которое происходили сборы редакции и издательства в предыдущие годы оказалось также занято учебными занятиями не связанными с редакционно-издательской деятельностью. Изначально предполагалось использовать описанные инструменты следующим образом: - электронная почта – для получения корреспондентской адресации, пересылки объемной графики, обратно связи с читателями и связи с типографией,
- Интернет-форум – для обсуждения плана номера, текущих материалов и вышедших номеров.
В структуру форума включены следующие разделы: Как надо делать газету? В данном разделе собираются ссылки на различные материалы в сети по издательству и журналистике, а также выпускники и старшеклассники делятся своим опытом. О работе редакции «Острова» Отзывы по материаламОтзывы по другим островным изданиямВсегда интересно, что думают о твоей работе другие. Эти три раздела предназначены для получения обратной связи с читателями. ОбучениеВ программе нашей организации есть курс обучения основам издательства и журналистики. Этот раздел предназначен для обсуждения вопросов, связанных с этим курсом. Текущие номераЭтот раздел открыт только для членов редакции и предназначен для работы над текущими номерами. Собственно говоря, этот раздел и есть прообраз школьной РИС.
В процессе работы раздел форума, который предназначался для обсуждения текущих материалов, расширился и стал помимо прочего своеобразным хранилищем текстовых материалов готовых к верстке. Таким образом, выпускающий редактор и верстальщики открыв соответствующую ветку форума, могли получить доступ ко всем откорректированным статьям, утвержденным для публикации в номере. В результате выработалась следующая технология работы: - выпускающий редактор заводит в форуме в разделе «Текущие номера» новую тему по своему выпуску и публикует в ней план номера со списком ответственных за статьи, графику, корректуру и верстку,
- план номера дополняется и корректируется на основании мнений членов редакции, которые они оставляют в этой же ветке,
- корреспонденты или ответственные за статьи пишут свои материалы и присылают на электронную почту редакции,
- выпускающий редактор через почту работает с авторами, после чего он или ответственный за корректуру распределяет материалы по корректорам,
- откорректированные тексты помещаются в форум,
- художники и фотографы присылают свои работы на почту редакции,
- выпускающий редактор закачивает обработанные тексты и графику в соответствующие папки на сервере,
- происходит верстка, вычитка и вывод издания в очном порядке,
- выведенный макет по почте пересылается в типографию.
Данная технология, безусловно, не совершенна. За первые полгода эксперимента стали очевидны следующие недостатки: - форум не позволяет полноценно работать с графикой, так как в нем не предусмотрены возможности для этого, а электронная почта не дает возможности обсуждать графику при подготовке номера,
- выпуск номера становится сильно зависим от работы канала в Интернет (один из номеров был задержан на 3 дня из-за того, что часть материалов еще не была скачана, а на стороне провайдера проводились регламентные работы),
- форум не позволяет делать ревизии статей, поэтому литературные правки и корректура приходится делать цитированием. Частичное цитирование ставит необходимость «сборки» статьи по частям (то есть, возможны ошибки), а полное цитирование «раздувает ветку форума, что не очень удобно для поиска необходимой информации.
- не все члены редакции и издательства имеют постоянный выход в Интернет.
Достоинства данной технологии: - становится возможной работа над выпуском, распределенная во времени,
- работа над изданием не связана с расписанием работы компьютерного класса (другого доступа к технике в гимназии для учеников не предусмотрено),
- работа многих служб (корректоров, редактора и так далее) становится публичной для членов редакции и издательства, что позволяет ученикам повышать свой уровень развития во всех областях редакционно-издательского процесса,
- Интернет-технологии платформонезависимые, что позволяет без дополнительной конвертации готовить материалы к выпуску (основной парк компьютеров в нашей гимназии – это Macintosh-и, а домашние компьютеры у всех преимущественно – IBM PC),
- возможность комментировать материалы повышает их качество и снижает нагрузку на редакторов.
Использование Интернет-технологий, несмотря на более сложное расписание учащихся в этом учебном году, позволило сократить период выхода газеты до 2 недель (в прошлом году он составлял – 1 месяц) и сократить очное время на выпуск каждого номера (в прошлом году номер выпускался в 20.00-21.00, в этом учебном годы – в 17.00-18.00). Познакомиться с форумом нашего издательства можно по адресу: http://forum.vostrove.ru/viewforum.php?f=105 или http://forum.vostrove.ru, раздел Деятельность->Газеты->Форум. Для входа на форум и получения прав на чтение раздела «Текущие номера» необходимо аутентифицироваться: имя пользователя – lgo, пароль – lgo.
|