Технология работы школьного издательства несколько отличается от технологии работы профессиональных издательств. В первую очередь это связано с количеством и квалификацией сотрудников. В крупных издательствах за каждый этап работы отвечает отдельный специалист, тогда как при издании школьной газеты функционал зачастую перемешан. Тем не менее, мы рассмотрим сначала работу профессионального издательства для того, чтобы каждый смог адаптировать существующую технологию для совей конкретной ситуации.
В нашу задачу не входит рассмотрение процессов создания концепции газеты, поэтому будем считать, что концепция уже существует. Это означает, что определены рубрики газеты, их расположение по полосам, количество страниц, принципы иллюстрирования (какие рисунци, схемы, такблицы и фотографии будут иллюстрировать те или иные материалы).
К примеру, в рубрике «Что думает народ» предполагается публиковать социологические опросы, каждый из опросов иллюстрируется 1–2 фотографиями респондентов и графиком распределения мнений. Аналитическая рубрика «Вопрос» не предполагает обязательного оформления иллюстрацией, а вот новостная рубрика «А у нас» помимо статьи должны содержать от 3 до 5 фотографий с события.
На основе концепции газеты художник создает шаблон-макет издания.
Шаблон-макет — (далее шаблон) файл издательской программы, включающей в себя основные элементы офорления газеты: шаблоны типовых страниц, шапку газеты, информационные полосы и колонки, текстовые и графические стили.
Полоса — страница издания, на которой размещаются элементы шаблона, текстовые и графические элементы.
Стиль графический — совокупность параметров оформления фрейма.
Фрейм — графический объект, в который может быть помещен текст или графический объект.
Стиль текстовой абзацный — (абзацный стиль) совокупность символьных и абзацных свойств текста.
Стиль текстовой символьный — (символьный стиль) совокупность символьных свойств текста.
В качестве примера рассмотрим шаблон-страницу готового издания (рисунок 1). На рисунке представлены постоянные (неизменяемые) и изменяемые элементы. К примеру, очевидно, что номер издания и его дата относятся к изменяемым элементам, а расположение фотографий — к неизменяемым.
Художник отрисовывает в издательской системе макет каждой полосы: отрисовывает блоки (фреймы) для помещения фотографий и рисунков (в том случае, если указанные рисунки и фотографии должны иметь четкое позиционирование на полосе, как в нашем примере), выбирает оформительские решения для разных структурных текстовых элементов, располагает на полосах графические примитивы (линии и плашки) и передает файл с ними выпускающему верстки. Помимо этого он формирует требования к верстке (к примеру, максимальную и минимальную ширину символов, величину отступов от заголовков, допустимые размеры вреза и так далее).
Выпускающий верстки — специалист, отвечающий за работу команды верстальщиков. Он обучает их, контролирует работу, содает условия для повышения качества и скорости их работы.
Выпускающий верстки создает графические и текстовые стили на основе созданных художником объектов, закрепляет (привязывает к основанию полосы, чтобы случайно не сдвинуть) изменяемые элементы и переносит в шаблон-страницу неизменыемые элементы.
Шаблон-станица — специальная страница в документе издательской программы, элементы которой могут быть переданы на любую полосу издания.
Обратите внимание, что в данном примере на полосе уже располагаются заготовки для двух материалов — новостей и статьи произвольной рубрики. В скобках указано название абзацного стиля, которым оформляется данный структурный элемент. Это очень облегчит труд верстальщика. Иногда, рядом со стилем пишут его клавиатурное сокращение, как, например, в Заголовке новости (news_header — название стиля, ctrl+1 — клавиатурное сокращение для применения этого стиля).
В каждый текстовой блок «залит» (помещен), так называемый «мерник» — специальный текст с периодическим указанием количества символов, который используется при планировании объема статьи в очередном номере.
В зависимости от штата верстальщиков выпускающий верстки размещает либо все шаблон-страницы в одном файле, либо каждую страницу в свой файл, либо индивидуально: в некоторые файлы — по несколько страниц (например, все полосы для темы (что, правда, более характерно для журналов, а не для газет), в некоторые — развороты (по 2 страницы), в некоторые, например первую и последнюю страницы, в отдельные файлы. Все эти файлы помещаются в специальную папку, доступную верстальщику.
Подготовительная работа издания на этом завершается.
Следующим этапом, правда не связанным с работой издательства, является подготовка материалов.
Редакция готовит материалы: корреспонденты пишут статьи, корректоры и редакторы обрабатывают их; бильд-редакторы подбирают в фото-агенствах необходимые фотографии или дают задание фотографам, художники рисуют иллюстрации, художники инфорграфики создают векторные изображения графиков, схем, рекламы и других иллюстраций. После чего помещают продукты своей деятельности в соотвествующую файловую структуру.
К примеру, статьи помещаются в папку txt, рекламные материалы в папку reclama, фотографии, рисунки и векторные материалы в папку images.
Как правило, для оформления статей подбирается нескольо большее количество фотографий, чем требуется. Это делается для того, чтобы был выбор. Художник (либо тот, кто создавал шаблон-макет, либо другой) делает приблизительную верстку каждой полосы: отбирает необходимые фотографии и располагает их на полосах. Для нестрогих макетов располагает заголовки, врезы и другие эелементы и варьирует их величиной.
Строгий макет — макет, где предопределены расположение статей и графических метариалов на полосах, а также объем статей, количество и расположение иллюстраций, размер заголовков.
Нестрогий макет — макет, где расположение и объем статей, расположение и количество иллюстраций может варьироваться.
Когда художник отобрал фотографии, биль-редактор осуществляет покупку этих фотографий в фото-агенствах.
После того, как все необходимые материалы готовы, выпускающий редактор раздает полосы (задания) верстальщикам.
Работа верстальщика — проста: скомпоновать требуемый материал на полосе, офомить все графические и текстовые материалы в соотвествии с правилами, разработанными художником, подготовившем макет, привести колонки текста в соотвествие с полиграфическими требованиями.
На правилах макета и полиграфических требованиях к верстке мы позже остановимся несколько подробнее, а пока, приведем отдельныепримеры нарушения этих требований.
Например, предлоги не должны отрываться от следующего слова, колонка не может начинаться со строки с переносом.
Если вдруг какая-либо статья не влезает в предназначенное для нее место или, наоборот, в текстовом фрейме остается свободное пространство и варьирование допустимых параметров текста не решает эту проблему, то верстальщик обращается к автору статьи, или выпускающему редактору, или главному редактору для того, чтобы тот сократил или дописал материал.
Как правило, верстальщик для выполнения своей задачи может несущественно (в соотвествии с правилами художника-макетчика) варьировать ширину и трекинг символов, размеры графического материала. В большинстве случаев, считается недопустимым изменение интерльяжа, кегля (кроме заголовков), шрифта текста и ширины колонок.
Сверстанная полоса передается ретушеру, который обрабатывает фотографии (осуществляет цветовой баланс, переразмеривание, цветоделение и сохранение в нужный формат).
Далее, сверстанная полоса передается выпускающему технологу, который проверяет ее на соотвествие техническим требованиям (разрешение и цветовая модель фотографий, ошибки верстки, количество узлов и сумма красок в векторной графике, отсутствие непредполагаемых в макете шрифтов и так далее), выводит полосу в формат, определенный техническими требованиями и передает получившийся файл в типографию.
В настоящий момент основными форматами файов, принимаемыми типографиями являются PS (Post Script) и PDF (Portable Document Format) на остнове PS.
Post Script — язык программирования печатных устройств. Файл PS содержит инструктцию печатному устройству о том, что и как должно быть отпечатано на нем.
PDF на основе PS – файл с инструкцией печатному устройству и программам отображения PDF. Так как формат PDF — мультиплатформенный формат, то PDF-файл может быть просмотрен и отпечатан абсолютно идентично из разных операционных систем.
|